Государственный флаг России и флаг российской Армии



I
Дипломатический протокол - политический инструмент дипломатии

      Дипломатическая служба, выполняя стоящие перед ней задачи, соблюдает при осуществлении различных внешнеполитических мероприятий определённые традиции, условности и правила, совокупность которых называется дипломатическим протоколом, или сокращенно протоколом.
      Дипломатический протокол является формой, в которую облекается та или иная внешнеполитическая акция (акт, мероприятие) государства, его представительства или представителя В этом - политический смысл и значение дипломатического протокола.
      Правила дипломатического протокола основываются на так называемом принципе "международной вежливости", в понятие которого входит соблюдение почтительности и уважения всего, что символизирует и представляет государство.
      Именно из этого принципа взаимного уважения и вежливости в международном общении возник, развился и существует дипломатический протокол.
      Дипломатические отношения между странами, дипломатические акции в письменной форме, в личных контактах или какой-либо другой форме поддерживаются с соблюдением правил вежливости. Если известный афоризм Сервантеса: "Ничего не даётся нам так дешево и ничто не ценится так дорого, как вежливость" имеет общечеловеческое значение, то для дипломата или другого лица, участвующего "в сфере международной", вежливость - неприменная норма дипломатического протокола.
      С соблюдением правил дипломатического протокола назначаются главы дипломатических представительств, а также военные атташе; происходит вручение верительных и отзывных грамот; осуществляются дипломатические визиты и ведутся беседы; проводятся разные виды дипломатических приёмов, ведется дипломатическая переписка; происходит приём и проводы официальных делегаций; ведутся переговоры; созываются международные конференции и совещания; подписываются международные договоры и соглашения; осуществляется реагирование на разного рода праздничные, а также траурные события; соблюдается этикет гимна и государственного флага. В соответствие с правилами дипломатического протокола определяется поведение дипломатов в стране пребывания, их одежда в официальных случаях и т.д..
      Этот перечень не является исчерпывающим, и, можно сказать, ни одна из внешних форм деятельности в международном общении не осуществляется без соблюдения правил дипломатического протокола.
      Дипломатический протокол лежит в основе протокольных норм, принятых в таких международных организациях, как ООН, ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ, МАГАТЭ и многие другие. Применение протокола в международных организациях заслуживает особого изложения и поэтому ему посвящена отдельная глава.
      Протокол является международным, потому что его основные правила общепризнанны и во всех странах соблюдаются более или менее одинаково. Дипломатический работник, приезжая в любую другую страну любого континента, будь то Париж или Вашингтон, Прага или Дели, Анкара или Токио, встречается в основном с одинаковыми правилами протокола (дипломатического). Конечно, каждая страна может вносить и вносит в них свои дополнения и поправки, вытекающие из её социального строя, национальных или религиозных традиций и обычаев. В Индии, например, существует прекрасный обычай надевать на пребывающего в страну почётного гостя венок из цветов. На острове Бали (Индонезия) автор был свидетелем колоритной религиозной церемонии, отгонявшей "злых духов" от прибывших гостей. В Болгарии, Югославии и в ряде других стран почётным гостям предлагается хлеб-соль и чарка национального вина.
      Советский протокол отличается от буржуазного тем, что, соблюдая основные нормы международной протокольной практики, он в соответсвие с принципами ленинской национальной политики не делает различий между представителями больших и малых стран и не допускает дискриминации в отношении последних. Советский протокол стремится к максимальному упрощению протокольных церемоний, к демократизации и простоте протокольных норм, к деловитости.
      Так, беседуя 10 марта 1974г. с французскими журналистами о предстоящей встрече с презедентом Франции Ж.Помпиду, Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев подчеркнул:
      "Мы условились с Президентом как можно меньше времени отвести так называемым протокольным мероприятиям и максимум внимания уделить деловым переговорам".
      В нормах советского протокола отсутствует то, что противоречит советскому строю и правилам социалистического общежития.
*
      Советскому дипломату, а также другим советским работникам в области международных отношений хорошее знание правил дипломатического протокола важно и необходимо, во-первых, для того, чтобы самому правильно применять их в своей работе, и , во-вторых, для того чтобы распознавать их значение, в особенности когда они содержат в себе преднамеренное желание нанести протокольной формой ущерб престижу Советского государства, его руководителям или его официальным представителям.
      В этом отношении характерен и поучителен следующий исторический факт: Английский представитель в Москве Хадсон передал международному комисару по иностранным делам Г.В.Чичерину ноту министра иностранных дел Великобритании Керзона от 7 сентября 1921г.. Нота не имела ни заголовка, ни обращения, ни подписи. В связи с этим В.И.Ленин направил Г.В.Чичерену записку, в которой писал:
"т. Чичерин!
      По-моему, надо отучить от этой манеры. Нельзя ли отучить так: ответить формально и письменно с ссылкой на "ноту". Тогда они поймут, что мы будем (вскоре) публично издеваться над ними и gifler (хлестать, нем.) их за неподписанные ноты.
Ваш Ленин."
      Ленинское указание касалось грубого нарушения англичанами международных протокольных норм, принятых в дипломатической переписке. За этим нарушением скрывался политический смысл. Посылая свою ноту в такой форме, английский МИД хотел продемонстрировать своё неуважение к молодой Советской Республике. Это и вызвало такую реакцию со стороны В.И.Ленина. 27 сентября 1921г. Англии был дан соответствующий ответ.
*
      Протокольные правила возникли не вдруг и не в результате изобретения, сделанного каким-либо дипломатическим или политическим деятелем, или же решения какого либо международного форума. Исторические правила дипломатического протокола в виде обычая возникли в глубине веков, начиная с образования примитивных государственных форм, в результате частого и однообразного соблюдения обычаев и условностей в общении при одинаковых, по существу событиях - объявлении войны, предложении о замирении, заключении договоров и т.п..
      Время шло. Обычаи эти развивались, усложнялись. Складывались особые правила. На Руси, например, договоры с другими государствами утверждались присягой - "крестным целованием". Великий князь, а позднее царь присягал в присутствие иностранных послов. Придворный протопоп после молебна читал "заклинательное письмо о содержании вечного покоя", за ним повторял слова царь, а "грамота докончальная" в то время лежала под Евангелием. По окончании чтения клятвы царь прикладывался к кресту и, взяв "грамоту докончальную", отдавал её послам государства, с которым заключался договор.
      Исполняя со всей пунктуальностью требуемые обряды, цари также внимательно наблюдали за исполнением их другой стороной. Иван Грозный, например, требовал, чтобы посол при присяге прикладывался "в самый крест", а не "мимо креста, да и не носом".
      Утверждённый крестным целованием договор считался нерушимым "во всех статьях, запятых и точках, безо всякого умаления... в целости". Форма договора была аналогична западноевропейским образцам.
      До конца XVII века русские государи договоров не подписывали, а подписывали вместо них царское имя дьяки, потому что "цари и бояре ни к каким делам руки не прикладывают, для того устроены думные дьяки".
       С развитием общества, сменой общественно-экономических формаций менялись и протокольные нормы. Интересна, например, история возникновения такой нормы дипломатического протокола, как почётный караул в честь высоких иностранных гостей.
      Известно, что до XV века, а в некоторых странах до XVII века постоянных дипломатических представительств не существовало, а отношения между государствами поддерживались направлением время от времени специальных посольств. Обычно такие посольства сопровождались большой свитой. С посольством следовал значительный багаж богатого гардероба посла и свиты, а также ценных подарков. Такие подарки, преподнесённые русским царям инотранными послами, можно видеть в оружейной палате Московского кремля. Богатые одежды посла и его свиты и ценные подарки должны были свидетельствовать о богатстве страны посла.
       В те времена было небезопасно путешествовать без вооружённой охраны. В дополнение к собственной посольской охране охрану выделяло и принимающее государство, и она от границы сопровождала посольство. Со временем простая форма охраны посольства превратилась в форму демонстрации военной силы принимающего государства. Кроме караула, сопровождавшего посольство, в главных городах на пути следования, а в особенности в столице, стали выставлять войска с вооружением. Во время следования посольства шла стрельба из пушек, играла военная музыка.
      Внешне это носило форму оказания воинских почестей, а по существу являлось замаскированной военной демонстрацией. Она должна была показать военную мощь страны и тем самым поразить воображение иностранных гостей. Вот как в те времена встречали послов в Москве. Въезд послов в город происходил с пышностью, при большом стечении народа. Вдоль всего пути стояли конные служилые люди и боярские холопы в богатом вооружении, на роскошно убранных конях, выстроена пехота со знамёнами и пушками. Вся эта обстановка должна была внушать послам представление о богатстве и могуществе Русского государства.
      В дальнейшем с учреждением постоянных дипломатических представительств - посольств и миссий - необходимость в демонстрации военной силы в таком виде отпала, но сама форма выставления почётного караула, во многом изменённая, осталась и превратилась в современную норму международного дипломатического протокола.
      В настоящее время в большинстве стран мира в честь иностранных официальных делегаций, возглавляемых руководящими деятелями государства, при их встрече выставляется военный почётный караул, исполняются государственные гимны, производится артиллерийский салют.
      Потребовалось очень много времени, прежде чем выработались и стали общепризнанными также другие современные правила протокола. Так, по вопросу определения старшинства между главами дипломатических представительств состоялись специальные постановления Венского конгресса от 15 марта 1815г., подводившего итоги наполеоновским войнам, и Аахенского конгресса Священного союза от 21 ноября 1818г.. Эти два постановления лежат в основе международной протокольной практики до 1961 года, просуществовав, таким образом, почти 150 лет.
       Согласно этим постановлениям были установлены следующие классы дипломатических представителей: 1) послы и нунции, 2) посланники и интернунции, 3) министры-резеденты, 4) постоянные поверенные в делах. При этом право назначения полов первоначально признавалось за ведущими державами антинаполеоновской каолиции - Россией, Австрией, Англией, Пруссией, а также Францией. После Крымской войны 1853-1856 годов это право получила Турция; после франко-прусской войны 1870-1871 годов - Германия; после русско-японской войны 1905 года - Япония.
      Эволюция вышеприведённой классификации на протяжении XIX века и первой половины XX века привела кроме исчезновения класса министров-резедентов к постепенному сглаживанию различий между послами и посланниками, являвшихся отражением неравенства в отношениях между государствами.
      В утверждении принципа суверенного равенства государств, больших и малых, видную роль сыграл декрет от 4 июня 1918г., подписанный В.И.Лениным. Декрет отменял дипломатические ранги для глав советских дипломатических представительств и устанавливал для них единое название - полномочный представитель, полпред.
       Некоторые капиталистические государства под предлогом мнимой неясности протокольного положения советских дипломатических представителей стали допускать дискриминационные действия. Они пытались рассматривать полпредов как представителей IV класса, то есть после послов, посланников и постоянных поверенных в делах, а там, где ещё сохранились министры-резеденты, и как представителей V класса.
      Тогда для того, чтобы полпред мог занять подобающее ему место среди дипломатических представителей других государств в старне пребывания, в его верительных грамотах стали указывать, к какому дипломатическому рангу он относится - к послу или посланнику.
      В результате многолетней работы по кодификации посольского права различных комитетов и комиссий Лиги наций, а затем Организации Объединённых Наций 18 апреля 1961г. в Вене была подписана с участием СССР Венская конвенция о дипломатических сношениях. Эта конвенция в настоящее время регулирует многие вопросы дипломатической практики, в том числе и протокола.
       До постановлений Венского и Аахенского конгрессов вопрос о старшинстве глав дипломатических представительств вызывал очень много споров, поскольку каждый из них считал себя более старшим, нежели другой, и поэтому претендовал на более почётное для себя место на официальных церемониях, на приёмах и т.д.. Эти споры приводили к вооружённым столкновениям и даже убийствам.
      В книге Жюля Камбона "Дипломат" например, описываеться следующий случай: "Раньше когда посол прибывал на свой пост, его принимали с церемониями. Он, как выражались, совершал свой въезд. Все послы выезжали к нему невстречу в своих каретах и провожали его до дома. Это показное проявление вежливости чаще всего служило поводом для конфликтов, ибо каждый их этих господ оспаривал у других право на занятие более почётного места. Дипломатическая история полна таких ссор. В 1661 году в Лондоне во время въезда шведского посла слуги испанского посла графа Ваттевиля поссорились с лакеями францезского посла графа д'Эстрада и перерезали постромки у его коляски; были пущены в ход шпаги и много французов, испанцев и англичан было уьито на месте".
       Ещё один подобный случай. В 1768 году в Лондоне происходил дворцовый бал. Французский посол, опоздав на него, увидел, что на его месте рядом с австрийским послом, сидит русский посол Чернышев. Француз обошёл их, а затем втиснулся между ними. Это привело к дуэли, во время которой Черныщев был ранен.
       В настоящее время дипломатам нет необходимости браться за шпаги в споре за своё старшинство. Дипломатический протокол очень быстро и точно решает этот вопрос.
      Следует заметить, что стршинство для официального лица сейчас также имеет значение и в частном доме. Однажды "Нью-Йорк таймс мэгэзин" сообщил, что французский посол в Вашингтоне Э.Эльфан, будучи главным гостем на обеде в доме сенатора, где присутствовали и другие официальные лица, отказался сесть за обеденный стол, так как ему было отведено недостаточно почётное место. Э.Эльфан сказал, что как частное лицо он мог бы сидеть даже и под столом, но как представитель своей страны должен занять достойное место. Хозяин дома не стал спорить и посадил его первым по правую от себя руку.
*
      В историческом прошлом нашей родины дипломатический протокол, называвшийся в те времена церемониалом, являлся одним из орудий борьбы за становление и суверенитет Московского государства. Московские послы весьма ревностно, например, отстаивали "государеву честь", государственное именование великого князя, его титул, в котором перечислялись все принадлежащие ему земли, в том числе завоеванные. Как говорилось в XVII веке "самое большое дело государскую честь остерегать; за государскую честь должно нам всем умереть. Прежде всего нужно оберегать государское наименование". Титул великого князя Московского, а позднее царя как протокольная форма выражал целостность государства и подтверждение конкретных территориальных прав. Известно, что титул царя Ивана IV (Грозного), венчавшегося на царство в 1547 году, различные государства признали не сразу. Английская королева Елизавета I, будучи заинтересованной в торговле с Россией и в отмене таможенных пошлин для английских купцов, стала именовать ивана IV (Грозного) в своих письмах "царём" с 1555 года, а Польша признала этот титул только в 1634 году по Поляновскому договору. При этом россия обязывалась выплатить Речи Посполитой 200 тысяч рублей за отказ короля Владислава IV от претензий на московский престол, на который его избрали 4 февраля 1610г. представители феодальной знати, служившие тушинскому самозванцу.
       Хоть Пётр I игнорировал многие правила дипломатического этикета, русская дипломатия по его указанию настойчиво боролась за международное признание его императорского титула. Пётр I был провозглашён императором 22 октября 1721г.. При его жизни этот титул признали лишь Голландия и Швеция.
       Очень большую щепетильность в воросе о титуле проявляла Екатерина II. В 1766 году французский двор отказался к титулу "Величество" прибавить слово "Императорское", объясняя это тем, что такое добавление будто противоречит правилам французского языка. Резолюция Екатерины II по этому поводу гласила: "Противу же правилам языка и протокола российского принимать грамоты без надлежащей титулатуры". Речь шла о верительных грамотах вранцузского посла, назначенного в петербург.
      В истории много других примеров, подтверждающих важное значение протокола в дипломатической деятельности любого государства.
*
      Соблюдение протокола в международном общении является обязательным, поскольку отступление от его общепризнанных правил или тем более нарушение их может нанести ущерб престижу, чести и достоинству другого государства, его руководителям или его официальным представителям, а следовательно привести в какой-то мере к осложнениям во взаимоотношениях.
       В дипломатической практике немало случаев, когда из-за нигилического отношения к правилам дипломатического протокола ("обойдёмся без протокола") создавались конфликтные ситуации в отношениях.
       Сложившиеся в настоящее время правила, нормы протокола регулируют почти все внешнеполитические формы дипломатической практики. Однако очень важно иметь в виду, что в зависимости от состояния политических отношений с той или иной страной при практическом применении правил протокола им придаётся, без нарушения их основ, большая или меньшая торжественность, расширяется или уменьшается их размах, колличество и уровень участия официальных лиц и т.д.. В этом смысле интересна восточная поговорка: "Церемониал - это фимиам дружбы".
       Таким образом, дипломатический протокол отражает состояние политических отношений между странами и полностью подчинён целям и задачам внешней политики. И хотя его основные нормы соблюдаются всеми государствами, его нельзя считать космополитической категорией, одинаково применяемой в международном общении вне зависимости от целей внешней политики государства.
      Протокол является политическим инструментом дипломатии. Результаты его применения в определённой мере сказываются на отношениях между странами и на отношениях их официальных представителей. Вот почему необходимо знание норм дипломатического протокола и их правильное и умелое применение в практической деятельности.
      Знание этих норм и умелое их применение - один из элементов дипломатической квалификации и дипломатического мастерства.
       Но надо подчеркнуть, что в понятие умелого применения советского дипломатического протокола включается не только знание его технических приёмов - где, когда и какую норму протокола следует применить, но прежде всего глубокое знание и понимание принципов, основ, целей и задач внешней политики партии и государства.
      Член Политбюро ЦК КПСС, министр иностранных дел СССР А.А.Громыко отметил: "Идеи марксизма-ленинизма, принципы пролетарского интернационализма и мирного сосуществования, высокие гуманистические идеалы, исторический оптимизм, составляющие надёжную основу нашей внешней политики, определяют её благородные цели, её задачи - как ближайшие, так и отдалённые. Прямая непрерывная линия последовательной борьбы партии за претворение в жизнь этих целей и решение поставленных задач протянулась от Декрета о мире к приянтой XXIV съездом партии программе мира и намеченным XXV съездом новым задачам КПСС в международных делах.
      На нынешнем этапе советские внешнеполитические цели, как сформировал их XXIII съезд и подтвердили оба последующих съезда партии, состоят в обеспечении совместно с братскими странами благоприятных международных условий для социалистического и коммунистического строительства; в укреплении единства и сплочённости стран социализма, их дружбы и братства; поддержке национально-освободительного движения и всестороннем сотрудничестве с молодыми развивающимися государствами; в последовательном отстаивании принципа мирного сосуществования стран с различным социальным строем, решительном отпоре агрессивным силам империализма, избавлении человечества от новой мировой войны".